• «Желаю организаторам и участникам этой замечательной программы твердости духа и решимости во Христе, ибо ясно, что такое доброе дело не может оставаться без нападок со стороны духов злобы. Также желаю помнить, что внешнее делание есть подтверждение внутренней духовной работы и потому нам нельзя забывать о личном покаянном и молитвенном делании. Пусть крестные ходы пройдут не только по России, но, если возможно, и по странам Русского Зарубежья и пусть учаcтники этих крестных ходов будут достойными свидетелями жизнеспособности, крепости и единства Русского Православия во всем мире.» Митрополит Лавр, Первоиерарх РПЦЗ

Хабаровский край

Скачать файлы для чтения:

 

Из города в город, через поселки и маленькие села шли крестоходцы по федеральной трассе. В этом историческом событии участвовали целыми семьями, поэтому практически постоянно в молитвенном шествии находились дети и молодежь. Проезжающие автомашины почтительно снижали скорость. Многие выходили из машин, снимали головные уборы, накладывали крестное знамение и кланялись, а некоторые присоединялись к идущим хоть на несколько минут. Проходя мимо железнодорожного полотна, машинисты, издали заметив хоругви, давали приветственные длинные гудки, и мы, как дети, радовались каждой такой встрече. Кто знает, может быть именно для этих машинистов или автомобилистов идет крестный ход и призывает их на встречу с Богом.

– Читала рассказы «перегонов» – тех, кто машины перегоняет из Японии через Владивосток. Многие рассказывают, как встретили в пути крестный ход с иконой Божией Матери «Державная». Описывают то, о чем мы читали на сайте программы и в газете «Русь Державная». Главное впечатление рассказов: мы вспомнили, что мы – православная страна. Удивительно, как затронуты души людей, отдалившихся от веры, – делилась Екатерина Голубкова, заслуженный писатель России.

Из очерка Анны Геут (прошла с основным отрядом крестного хода «Владивосток – Москва» от Благовещенска Амурской области до начала Читинской. Завершила программу в крестном ходу «Ростов-на-Дону – Москва»),который был опубликован в газете «Аргументы и Факты: Дальний Восток»:

«Инспекторы ГАИ, сопровождающие крестный ход, обеспечивают, в первую очередь, безопасность на дороге. И параллельно спасают молитвенников от пыли. Бывало, что мимо нас, невзирая на настойчивые рекомендации гаишников, какая-нибудь шальная машина проносилась, не снижая скорости. Тогда «крестоходцам» приходилось полной грудью вдыхать пыль и выхлопные газы – дыхание задержать нельзя, сразу же с шага и с молитвы собьешься. Но чаще всего те, кто проезжал мимо крестного хода, притормаживали с удовольствием.

– Во дают, да?! – восхищенно мотал головой водитель шикарной иномарки с заклеенными бумагой дверцами (верная примета, что это перегонщик: машина пойдет на продажу, нужно, чтобы имела товарный вид, не запылилась в пути и не поцарапалась). – Я прошлый раз. когда машину гнал, они по Приморью шли. Второй раз их встречаю!

– А сфотографировать можно? – спрашивал следом за ним другой водитель. – Жене покажу, она их по телевизору смотрела, а я мимо еду!

– Правда, что ли, до Москвы пойдут? – не верил третий. – Так это ж сколько идти?!

До сих пор я настолько была погружена в сам крестный ход, что не задумывалась о том, как к нему относятся другие «участники дорожного движения». А потянула связку на ноге и оказалась в машине ГАИ – так и узнала,что о нас говорят попутчики.

– Мы с вами! – иногда из проезжающих мимо машин кричали и такое. Встречные машины, если движение было активным, милиционеры останавливали. Водители и пассажиры машин выходили на обочину, многие фотографировали – благо у каждого второго телефон с фотоаппаратом. Многие крестились и кланялись.

– Христос воскресе! – однажды радостно и громко закричал водитель очередной встречной машины.

– Вот это по-нашему, по-православному! – разулыбался руководитель хода Вадим.

Подтянутый седоватый мужчина легко выскочил из машины и, перекрестившись, «нырнул» в крестный ход. Уверенно запел с мужским хором. На привале объяснил, что машину он на дороге не бросил, в ней остались его сын и друг сына. Они подъехали к нашему временному лагерю. В разговоре выяснилось, что у сына сегодня день рождения. Мы подарили ему икону».

11 июня 2007 года на административной границе Приморского и Хабаровского краев состоялась торжественная передача крестного хода Хабаровской епархии.

Из сообщений СМИ Владивостока:

«Сегодня в 12.00 участники крестного хода, проходящего в рамках международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», достигли границы с Хабаровским краем. В целом от Владивостока до Хабаровска было пройдено 528 км. Торжественная передача крестного хода Хабаровской епархии состоится 11 июня.

Во время крестного хода, который по Владивостокской епархии начался 20 мая, крестоходцы сопровождали икону «Державной» Божией Матери, при этом они непрерывно совершали молитвы. Проезжающие по трассе Владивосток-Хабаровск с интересом наблюдали за крестным ходом, прикладывались к святыням и даже присоединялись на некоторое время к идущим».

По благословению епископа Хабаровского и Приамурского Марка (Тужикова) встречал участников крестного хода и сопровождал их по Хабаровской епархии протоиерей Сергий Мещеряков, который в Хабаровске в течение многих лет является организатором крестных ходов вокруг города с Казанской иконой Божией Матери.

За десять дней (11 – 20 июня) крестоходцы прошли населенные пункты Бикин, Вяземский, Хор. 19 июня с молитвой посетили остров Большой Уссурийский. У часовни святого мученика – воина Виктора был отслужен молебен. За один месяц от Владивостока крестоходцы с молитвой дошли до Хабаровска.

В этом повествовании будет уместна некоторая статистика: если взять за основу самый пик времени прохождения крестоходцев в летнее дневное время суток: с 7 до 21 часа – это составляло 14 часов пребывания на федеральной трассе. А с учетом времени на отдых (3 часа в день) выходит, что в день отряд преодолевал в среднем, около 66 км. Для интереса на часах засекали, что крестоходцы проходили чуть более 6 км/час. Подъем в летний период был в 5 утра, выход на трассу после завтрака и молебна в 6.45 утра. Для сравнения, к примеру, японские солдаты Квантунской армии были способны совершать пешие марши со скоростью 66 км в сутки. Квантунская армия, действительно, до 1942 года считалась одной из самых престижных в японских наземных вооруженных силах. Служба в ней означала возможность хорошей карьеры. Это были элитные войска, в состав которых входили молодые натренированные и здоровые воины.

В международной духовно-просветительской программе «Под звездой Богородицы» в целом участвовали люди разного возраста – от младенцев до стариков. Среди них были инвалиды по заболеваниям опорно-двигательного аппарата, сердца, дыхательных путей и пр. Уникальность этой программы заключалась в том, что она совершалась на международном официальном уровне, с участием духовенства Русской Православной Церкви и светской власти из числа организаторов. Такое широкомасштабное мероприятие охватило огромное количество людей, проживающих в России. Да, ранее совершались длительные молитвенные шествия, но эта программа впервые открыто «зазвучала во весь голос» на всех уровнях жизни россиян.

Участники крестных ходов не отбирались специально по критериям состояния здоровья и физической подготовки, социального положения или национальности. Ими становились люди по зову их сердца. В основной отряд попадали люди не потому, что они были физически готовы, а потому, что их призвал Господь и они, откликнувшись, пошли. Наверное, для того Господь собрал их – таких убогих и немощных во всех смыслах, – чтобы явить на них Свои силу и славу. Невольно вспоминается из Евангелия «…ибо много званных, но мало избранных» (Лк. 14:24). Программа отличалась своей народностью, соборным единением всех верующих и неверующих не только в России, Украине, Белоруссии, но и за рубежом (Афон, Иерусалим, Кипр, Сербия).

Руководитель первого луча Стефан Стегалов дошел до Хабаровска и вернулся в Москву для организации крестных ходов по другим направлениям. Руководство крестным ходом было поручено и благословлено прихожанину одного из храмов Вадиму Иванову, офицеру в запасе, который прошел большую часть России и дошел до Красноярской епархии. В нем гармонично сочетались многие качества. Вера, любовь к императору Николаю II и царской семье, харизма, умение руководить, организовать и контролировать ситуацию. В крестном ходу он был отличным рассказчиком не без чувства юмора. Обычно такие люди Богом всегда наделены многими талантами. Дар убеждения в нем был точно, а еще он не боялся аудитории и мог спокойно говорить «на камеру» и вести за собой многих. С такими качествами Вадим мог дойти, наверное, даже до Иерусалима.

Забегая вперед, хочется сказать, что время и обстоятельства, как лакмусовая бумага, высвечивали все плюсы и минусы крестоходовского жития. Как в любом коллективе или семье не бывает все гладко, некоторые моменты человеческого общения воспалялись и кровоточили. Было, например, всегда грустно замечать, что из контекста Евангелия вырывался отрывок удобный для «словесного фехтования» и направлялся в сторону уязвимых «жен», т. е. сестер во Христе. Крестоходицам было больно это слышать, ведь и Божия Матерь – женского рода, Адамов грех Своим подвигом покрыла, и Господь ни в одной Евангельской истории не принижал роль жен. Да, конечно, и сестры многим раздражали братьев, но кто-то из классиков сказал, что интеллигентом вправе может называться не просто образованный, культурный человек, а тот, кто, оказавшись в ситуации правым, остается добрым.

Можно уверенно сказать, что крестный ход для всех крестоходцев был полем боя с самим собой. Многое приходилось менять и преодолевать в себе. Казалось бы, люди собрались во имя любви к ближнему, поэтому и должна была в шествии царить жертвенная любовь, но на деле было по-разному. В крестном ходу шли не праведники, но грешники с молитвой покаянной. Поэтому все прощалось и терпелось. А, впрочем, терпелось не все.

А пока в крестном ходу было главное – звучала непрерывно молитва, и мы не переставали удивляться этому чуду. Еще каких-то несколько лет назад такое было невозможно и даже запретно. Уйти на год в никуда, с котомкой за плечами, где впереди ждут холодные дожди, снежные вьюги, сибирские морозы, пыль и грязь… Но не так страшили погодные условия, как человеческие взаимоотношения среди своих же. Вот это испытание так испытание! Так и тренировались участники крестного хода на предмет новой заповеди Иисуса Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы любите друг друга» (Ин.13:34). Правда, с переменным успехом. Крестоходцы походили на неотесанные камни, положенные в холщевый мешок. При перетирании камни могли прорвать ткань мешка и рассеяться по миру, либо отшлифоваться и принести Богу богатый плод. Видно, не так уж и плохи были участники крестного хода, коль не распались до конца.

Публикуется по книге “Под звездой Богородицы” 2007-2008 :
Автор-составитель монахиня Анфиса (Сафиуллина)].
– [2-е изд., испр.]. – Москва : Грифон, 2015. – 367 с. 

 

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты